Эмоции, чувства, осознанность 10 серия. Проработка иррациональных убеждений.

YouTube канал врача-психотерапевта Рассказова Ильи Юрьевича




Добрый день! Это ютуб-канал «Эмоции, Чувства, Осознанность» и его ведущий, врач-психотерапевт Илья Рассказов. На этом канале мы разбираем мой метод под названием "Психоалгоритм", и посвящен этот метод управлению эмоциями и чувствами, так как именно неприятные чувства, особенно, когда они становятся длительными или очень сильными являются причиной психологических проблем и неврозов. Концепция съемок с водного транспортного средства является фишкой данной канала, так как "всё течёт, всё меняется", включая человеческие эмоции, чувства и убеждения.

Сегодня 10 юбилейная серия, заключительная в плане разбора теории, и мы находимся на Москве-реке, в том самом городе, где когда-то начиналась разработка «Психоалгоритма»...

В предыдущей серии мы с вами разобрали все классы иррациональных убеждений и остановились на первом приёме проработки, а именно объективное исследование вопроса, то есть объективное исследование убеждения - с целью снижения его силы, а соответственно и снижения силы неприятных чувств, которые и делают это убеждение иррациональным.

Напоминаю, само по себе убеждение не является иррациональным, а таковым его делают сильные неприятные чувства, испытываемые носителем этого убеждения или сильные неприятные ощущения, которые этот носитель причиняет другим существам в связи с этим своим убеждением. Например, если человек никогда не моется по своим религиозным убеждениям, испытывает при это счастье, то эти его религиозные убеждения будут рациональными только в случае жизни этого человека где-нибудь в пещере, а не когда он заходит в переполненный вагон метро. Сами же по себе убеждения являются всего лишь относительными истинами, поэтому факты, противоречащие тому или иному убеждению, всегда будут приводить к снижению силы этого убеждения. Важно при использовании данного приёма каждый раз приводить новые, свежие факты, а не повторять предыдущие Ваши записи. Безусловно, это потребует определённых усилий. Так как обычно человек обращает внимание только на те факты и события, которые поддерживают его убеждения, а не наоборот. В процессе объективного исследования вопроса, в процессе предъявления противоречащих своему иррациональному убеждению фактов, Вы начинаете плыть против такого убеждения, а это требует усилий. Поэтому, чем объективнее и осознаннее Вы становитесь при работе со своими иррациональными убеждениями, тем быстрее и легче Вы достигаете цели снижения силы этих убеждений. Следующий приём проработки иррациональных убеждений называется «Почему я продолжаю в это верить?» Вы смотрите на убеждения, записанные в 4 пункте алгоритма и задаёте себе этот вопрос. Учитывая, что Вы испытываете сильные неприятные чувства из-за этого убеждения до степени невроза и страдания, то какой смысл так сильно в него верить?

Нет смысла задавать вопрос «зачем или почему Вы в это верю» – понятно, что убеждение появилось в Вашем сознании в силу определённых причин: родители, учителя, друзья, партнёры. Абсолютно не важно, откуда и почему у Вас появилось это иррациональное сильное убеждение. Важно, почему Вы продолжаете сейчас в него верить и тем самым поддерживаете его? Убеждение в том, что «иррациональное убеждение есть годами сформированная привычка, которою я должен годами прорабатывать, чтобы хоть немного его изменить», является очередным иррациональным убеждением. Не нужно годами, достаточно 1 минуты разумного сомнения, чтобы снизить силу такого убеждения и сразу получить эффект снижения силы неприятного чувства.

Часто ответ на вопрос «Зачем я продолжаю в это верить?» выводит на более глубинное иррациональное убеждение, которое поддерживало более поверхностное. В этом случае записываем это убеждение в 4 пункт алгоритма и начинаем прорабатывать именно его. Например, если в 4 пункте изначально записано иррациональное убеждение «Я должен сидеть дома, чтобы не заразиться вирусной инфекцией». На вопрос «Зачем я продолжаю в это верить?» сознание тут же предоставляет более глубинное убеждение «Я должен быть всегда здоров!». Дополняем 4 пункт этим убеждением и начинаем прорабатывать его – «Зачем я продолжаю верить в то, что я должен быть всегда здоров?» Получаем следующий ответ – с ещё более глубинным иррациональным убеждением: «Я должен жить как можно дольше!». Записываем его в 4 пункт и продолжаем допрос своего сознания - «Зачем я продолжаю верить в то, что я должен жить как можно дольше?» ... и так далее. В какой-то момент этой цепочки сознание растеряется и не сможет предоставить очередной ответ. Это будет момент истины, это будет момент сомнения во всей полученной иррациональной иерархии. Это тот самый момент, который снижает силу изначального, самого первого иррационального убеждения. Вы выбили почву у него из-под ног, осознав и поставив под сомнение поддерживающие, более глубокие иррациональные убеждения. Действительно, после сомнения «Зачем я продолжаю верить в то, что я должен жить как можно дольше?» убеждение «Я должен сидеть дома, чтобы не заразиться вирусной инфекцией» выглядит довольно блекло…

В тот момент, когда сознание не может найти ответ на вопрос, зачем Вы продолжаете верить в данное иррациональное убеждение, Вы можете перейти «в наступление» и добавить объективное исследование предмета убеждения. Основной вопрос при этом приёме «А как к этому относятся другие люди?» Верят ли другие люди в то, что «они должны сидеть дома, чтобы не заразиться чем-либо»? Верят ли другие люди в то, что «Они должны жить как можно дольше», или они верят в то «Что на роду написано, того не миновать», «Кому быть повешенным, тот не утонет», «Время придет, и час пробьет.» Кто сказал, что я должен жить как можно дольше? Может мне на роду молодым умереть написано? Могу ли я действительно контролировать продолжительность своей жизни, всё ли в этом моём убеждении зависит только от меня? Дело тут ведь не только в здоровье или болезнях - «Кто не курит и не пьёт, тот здоровеньким помрёт». Много людей гибнет в войнах, автоавариях, при неудачных падениях, да и много самых разных других причин… Есть ли смысл запереть себя дома, ограничить своё взаимодействие с окружающим миром, лишать себя приятных чувств, лишать себя жизни из-за убеждения «Я должен жить как можно дольше!». Спрашивается, а зачем такая ограниченная жизнь, полная беспокойства и тревоги, нужна как можно дольше? После сомнения в иррациональном убеждении и объективном исследовании предмета этого убеждения важно переключить своё внимание на те рациональные убеждения, которые вызывают приятные чувства на событие из второго пункта алгоритма. В нашем примере триггерное внешнее событие - это скопление людей, например, на речной прогулке или на концерте любимой группы, а внутреннее событие: заражение инфекцией и болезнь с наиболее драматическим кадром: гроб и кладбище. Вот так в результате своих иррациональных убеждений человек становится перед выбором, сходить ли ему на концерт любимой группы или умереть…

Рациональные убеждения намного ближе к Реальности, чем иррациональные, хоть как убеждения Реальностью они конечно не являются. Например, убеждение, что «я живу в случайном и непредсказуемом мире» помогает снять лишний груз ответственности и снизить силу иррационального убеждения «всё должно быть под моим контролем». Рациональное убеждение «Я есть часть этого Мира» генерирует приятные чувства доверия к Миру и принятия всего, что Мир может мне дать... Действительно, я ведь не помню, как я перед своим рождением сидел и выбирал или конструировал эту жизнь – этот организм, эту галактику, эту планету, эту семью, эту страну… Если я не несу ответственность за то, что со мной произошло, что я вот сейчас на поверхности этой планеты живу в этом вот теле, то как я могу нести ответственность за то, что я должен жить как можно дольше? Почему мне не принять тот факт, что я есть часть этого Мира, этой Вселенной, и атомы, из которых состоит мой организм существуют миллиарды лет. Ну, вот сейчас «Я» в этом теле и на этой планете – это случилось, это факт. По теории вероятности… - если имеет место быть какой-либо случай, то это вопрос времени, когда он снова повторится. Пусть пройдут миллионы или миллиарды лет, какая разница сколько времени пройдет, если в смерти времени нет? Смерть, как абсолютный покой есть не только отсутствие взаимодействия, но есть и отсутствие времени. В смерти одна наносекунда равняется миллиардам лет. Поэтому, раз со мной уже такое вот случилось, не успею я умереть (и не имеет значения сколько времени пройдет), как снова придется различать цветовые пятна, осваивать новое тело, впитывать новое сознание… С позиции таких убеждений понятия смерти вообще нет, а если её нет, то чего я боюсь? Получается, что боюсь я вовсе не смерти, а жизни…? Таким образом можно прийти к понимаю или усилить рациональное убеждение, что Вы есть неотъемлемая часть Мира и абсолютно ему доверяете уже фактом своего существования!

Истинно приятные чувства, такие как любовь, вдохновение, энтузиазм, искренний интерес важно отличать в своей жизни от снижения силы неприятных чувств, особенно таких как тревога и отчаяние. Действительно, это приятный процесс – снижение силы неприятных чувств, но в этом процессе Вы всё равно продолжаете испытывать неприятные чувства, а не истинно приятные. Свято место пусто не бывает, поэтому после проработки иррациональный убеждений и снижения силы неприятных чувств важно спросить себя - а что мне приятно, что меня интересует, от каких процессов я получаю искреннее удовольствие и именно от самого процесса, а не результата?

Последний шестой пункт алгоритма называется проверка. В этом пункте Вы возвращаетесь ко второй позиции, к событию и заново его прокручиваете в своём сознании, наблюдая при этом за чувствами. Если сила неприятных чувств стала ниже 5 баллов, то проверка пройдена, ставим в шестом пункте плюс или галочку. Если же сила неприятных чувств по-прежнему остаётся -5, -6 и сильнее, то проверка не пройдена и значит где-то допущена ошибка – либо в во втором пункте, когда Вы находили связанное с неприятными чувствами внутреннее событие, либо в четвертом пункте, при переключении внимания с события на иррациональное убеждение, любо в пятом при проработке иррационального убеждения. В этом случае нужно ещё раз внимательно пройти все эти пункты и постараться исправить ошибку. Не всегда это легко и просто, но дорогу осилит идущий!) На этом теоретический разбор метода «Психоалгоритм» торжественно объявляю завершенным, но это вовсе не значит, что завершаются наши you-tube встречи на канале Эмоции, Чувства, Осознанность. Более того, надеюсь, что они станут более частыми, более интерактивными и интересными – благодаря присоединению голосового телеграм-чата Психоалгоритм именно под таким названием Вы можете найти меня в телеграм и стать участником голосовых еженедельных встреч, которые стартуют уже со следующей недели.

Подписывайтесь на канал Эмоции, Чувства, Осознанность, подписывайтесь на голосовой телеграм-чат «Психоалгоритм», ставьте лайки, делайте репосты. Будет интересно.