Рождение детей

Обострение отношений на этом этапе может быть обусловлено:

  • Неготовностью супружеской пары к появлению детей. Рождение нежеланного ребенка значительно увеличивает проблемы воспитания. Кроме того, люди, считавшие свой брак пробной попыткой, обнаруживают, что теперь расстаться им будет гораздо труднее.
  • Послеродовой депрессией матери, что иногда трактуется как реакция на окончательную утрату своего собственного детства. Некоторые молодые матери во время беременности мечтают о появлении существа, которое будет их любить. После родов наступает крах мечты в связи с необходимостью много "отдавать" самой.
  • Необходимостью снова перестраивать супружеские  взаимоотношения, которые только что стабилизировались на предыдущей стадии.  Если один из супругов почувствует, что другой больше привязан к ребенку, чем к нему, может возникнуть ревность нового типа. Пара может решать свои конфликты через ребенка. Ребенок  может использоваться в качестве козла отпущения, партнера в коалиции одного супруга против другого, примирителя в конфликтах, а иногда — единственного оправдания брака. Роль ребенка, как средства общения между супругами, иногда бывает настолько велика, что когда он вырастает и пытается покинуть дом, возникает серьезный кризис, поскольку супружеская пара оказывается перед необходимостью взаимодействовать друг с другом непосредственно, без участия ребенка. Проблемы, не решенные еще до его рождения, вновь становятся актуальными.
  • Конфликтами между родственниками. Рождение ребенка представляет собой факт объединения двух семей. Это событие создает бабушек и дедушек, дядей и тетей с обеих сторон. Меняется процедура нанесения визитов. Семьи могут ссориться из-за того, как назвать ребенка, как его учить и воспитывать. Брак, который в распространенной семье рассматривался как временный, с рождением ребенка признается свершившимся фактом и принимается. Важно отметить, что каждый новый ребенок изменяет общую ситуацию в семье.

Послеродовая депрессия
 

  • Бытовыми трудностями. Родители должны научиться справляться с множеством проблем, связанных с ребенком, и делать это самостоятельно, так как в этот период молодые родители обычно не желают использовать те методы воспитания, которые когда-то применялись к ним самим.
  • Дефицитом самореализации у матери, деятельность которой ограничена лишь семьей. У нее могут возникнуть чувства неудовлетворенности и зависти по отношению к активной жизни мужа. Брак может начать разрушаться по мере того, как у жены будут возрастать требования относительно помощи по уходу за ребенком, а у мужа будет возникать чувство, что жена и ребенок мешают его работе. Иногда возникает сверхвовлеченность матери в проблемы ребенка, как способ компенсации недостаточно насыщенной жизни.
  • Поступлением ребенка в школу. Несогласие между родителями в том, как воспитывать ребенка становится более явным, так как продукт их воспитательной деятельности оказывается объектом всеобщего обозрения. Родители впервые переживают тот факт, что ребенок когда-нибудь вырастет и покинет дом, а они останутся наедине друг с другом.
  • Возможностью матери вернуться на работу. Ребенок уже не требует столько внимания, как раньше. К этому времени женщина может в значительной мере дисквалифицироваться, и перспектива работы ее может пугать. Возможно и противоположная ситуация, когда возвращения жены на работу не хочет муж, опасающийся потерять над ней контроль.
  • Школьной фобией у ребенка. Даже если нет проблем в самой школе, она возникает вследствие тревоги расставания, особенно когда мать депрессивна и редко покидает дом.

Школьная фобия
 

  • Неприятием черт характера ребенка. Типичный проблемный треугольник со сверхвовлеченной матерью и отцом может продолжать существовать, даже если родители формально разведены. Предъявляя ребенка как проблему, мама борется с "наследством" отца. Она жалуется на те черты ребенка, которые она не принимала в отце. Например, необязательность, слабохарактерность, лживость и т.д. Сражаясь с ними, она закрепляет и фиксирует у ребенка это поведение.
  • Борьбой через поколение в неполных семьях. Например, очень типично желание бабушки объединиться с ребенком против матери. Если мать молодая, бабушка часто относится к ней и внуку так, как если бы оба были ее детьми одного возраста. Если мама работает, а бабушка на пенсии, мама играет мужскую роль "кормильца" семьи, бабушка — роль домохозяйки, воспитывающей их общего ребенка.
    Эта ситуация делает проблему иерархии в семье крайне запутанной, так как бабушка обычно претендует на главенствующее положение по отношении к своей дочери.

Далее: Семейный быт >>